Цели:

·         практическое изучение фольклорной традиции в естественных условиях;

·         овладение методиками собирания, систематизации, архивной обработки фольклорного материала;

·         полевое исследование локальной  традиции.

Задачи

·         приобретение практических навыков записи, классификации и систематизации фольклорных произведений;

·         пополнение фольклорного архива (фонда, медиатеки).

 

 

В данном конкурсе необходимо самостоятельно собрать и расшифровать фольклор. 

Сбор материала

Основной формой получения фольклорного материала является метод беседы. (по заранее разработанной тематике беседы и конкретным вопросам, которые будут заданы фольклороносителю).

Студентам предлагаются вопросы. Эти вопросы в том виде, как они сформулированы, не могут быть адресованы исполнителем. Поэтому вопросы должны задаваться в такой форме, чтобы с одной стороны, исполнитель их понимал, с другой – чтобы они подсказывали ему детали содержания или сферу бытования фольклорного произведения. Необходимо помнить, что расположение в ней вопросов не определяет полностью порядка работы собирателя с исполнителем.

 

Примерный перечень тем бесед для сбора фольклорного материала

1. Календарные обряды и обрядовая поэзия в разных регионах Тамбовской области.

2. Семейно-бытовые обряды и обрядовая поэзия в разных регионах Тамбовской области.

3. Сказки.

4. Несказочная проза: предания, легенды, сказы, бывальщины , былины.

6. Лирическая песня и ее основные тематические группы (любовная, бытовая, солдатская )

7. Малые лирические жанры – частушки.

8. Малые жанры фольклора (пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, присловья).

 

9. Детский фольклор в его разновидностях

Примерный план беседы (тема «Календарная обрядовая поэзия»)

1)      Какие обряды совершались на святки? Ходили ли колядовать, кто колядовал (дети, взрослые), в какой день святок, в какое время суток? Как происходило колядование? Просили ли колядовщики подарки и получали ли на колядовании вознаграждение, какое? Какие песни пелись при колядовании? Существовали ли рассказы о коляде?

2)      Устраивались ли на святки игрища (посиделки? вечерки? Вечеринки?),Как они проходили? Кто принимал в них участие? Какие обряды и игры совершались? Какие песни исполнялись?

3)      Принимали ли участие в игрищах ряженые? В кого они рядились? Какие сценки разыгрывались и какие при этом произносились диалоги?

4)      Гадали ли на святках, как гадали? Были ли гадания с подблюдными песнями?

5)      Как праздновали масленицу, ее встречу, проводы? Как назывались дни масленицы? Как наряжали чучело масленицы? Какие песни пелись при встрече масленицы, во время праздника, при проводах масленицы?

6)      Какие обряды и игрища устраивались на масленицу?

 

7)      Какие календарные обряды и произведения обрядовой поэзии исполняются до сих пор в данной местности? 

 Вопросы для ветеранов Великой Отечественной Войны

1)      Чем вы занимались до Великой Отечественной войны? Какие планы строили?

2)      Расскажите, как и где призывались?

3)       Как прошло Ваше боевое крещение, помните ли первый бой?

4)      Часто ли Вы писали домой письма? О чём писали и кому? От кого получали письма?

5)      Было ли радио на фронте? Когда  его можно было слушать? Что передавали?

6)      Какой из этих дней был для Вас самым тревожным, самым тяжелым, самым счастливым?

7)      Какой самый яркий, памятный момент войны?

8)      какое из сражений Вам больше всего запомнилось?

9)      Какие качества Вы более всего цените в солдате?

10)  Каким бы Вы хотели видеть нынешних молодых защитников Родины?

11)  Где, когда и за какие заслуги Вам вручили каждую по отдельности награду?

12)  Что такое фронтовая дружба?

13)  Что читали на фронте? Приходилось ли читать «Василия Тёркина» Твардовского?

14)  Какая любимая песня военных лет и современная?

15)   Как помогала песня на войне? Какие песни пели?

16)   Приезжали ли на передовую артисты?

17)   О чём хочется рассказать молодёжи, что особенно не даёт покоя?

18)    Где и как встретили победу?

19)   Какие награды получили?

 

20)   Что пожелаете нам, молодым?

Предлагаемый вопросник примерный: на одни вопросы  можно получить положительные ответы, на другие – отрицательные; в процессе собирания фольклора могут появиться новые вопросы.

 

Собранные ответы на поставленные вопросы должны быть правильно записаны. Записи фольклорных произведений должны соответствовать определенным требованиям.

Точность – одно из главных качеств любой записи фольклорного произведения. Точность предполагает полную идентичность записанного текста тому, что услышал собиратель. Никакого домысливания, редактирования фольклорного произведения собиратель не должен допускать. Записи фольклорных произведений должны сохранять некоторые диалектные черты.

 

 

Отчет по конкурсу должен содержать видео и фотоданные, а также текстовую расшифровку рассказа фольклороносителя.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНКУРСНЫХ РАБОТ

 

·         Оригинальность рассказа;

·         Качество видеозаписи;

·        Качество задаваемых вопросов;

·        Правильность расшифровки рассказа фольклориста;

·         Количество интересных рассказов (и время записи).